Американская фабрика. Обзор оскароносного документального фильма

В 2009 году Стивен Богнар и Джулия Райхерт сняли фильм The Last SUV Rolls Off - сорокаминутный документальный фильм, посвященный закрытию завода General Motors в Морене, штат Огайо. Отмечая смертоносное дыхание храма, документалисты раздавали части экипажа маленькие камеры, которые использовались для цифровой записи последних автомобилей, покинувших производственные линии. Именно из фрагментов Last SUV ... Богнар и Рейхарт начинают свой последний фильм - Американская фабрика, Оказалось, что история прошла полный круг. В 2014 году закрытый завод в Морене был куплен Цао Девангом - китайским миллиардером, который решил открыть американское отделение своей компании Fuyao (по иронии судьбы, субподрядчик General Motors), занимающейся производством автомобильных стекол. Таким образом, до двух тысяч человек могли вернуть себе работу.


Здесь можно было остановиться и войти в пропагандистскую линию, продвигаемую руководством Fuyao. Богнар и Рейхарт, очевидно, не делают этого (и я не буду). Терпеливо (работа над фильмом длилась более 4 лет!) Они записывают с помощью камер последующие проблемы, с которыми сталкиваются сотрудники и менеджеры Dewanga. Первый - ассимиляция двухсот квалифицированных рабочих, которых миллиардер привез из Китая. Не всем американским сотрудникам нравится такая практика. Второе - ужасно низкие ставки. Сотрудники General Motors зарабатывали почти 30 долларов в час, в то время как Fuyao предлагает более чем вдвое более низкие заработки за то же рабочее время. Наконец, проблема номер три - невежество руководства,



Цао Деванг растет со временем как главный антагонист американской фабрики. На первый взгляд, сочувствующий и несколько смущенный бизнесмен оказывается недобросовестным капиталистом в Богнаре и Рейхарте, который, хотя явно очарован этим, не способен понять и, таким образом, уважать американскую культуру. Первые сцены появляются после прибытия в Штаты, когда миллиардер впервые посещает территорию завода. Затем он начинает критиковать даже самые прозаические решения, такие как установка гаражных ворот (цена реконструкции с совершенно ненужной практической стороны достигает нескольких десятков тысяч долларов) или высота, на которой подвешена пожарная сигнализация (в соответствии с требованиями законодательства США).

В какой-то момент недовольные результатами, достигнутыми американским филиалом Fuyao, управляющие фондами миллиардеров отдельных отделов отправились в аналогичный филиал, расположенный в Китае. Здесь самое гротескное место, а также лучшая часть документа Богнара и Рейхарта. Во-первых, американские рабочие посещают китайский завод, где они наблюдают за тем, как их азиатские коллеги работают в ужасных условиях, пока не захочется использовать слово «нечеловеческие» условия. Железная дисциплина, два выходных в месяц, несколько часов рабочего дня, отсутствие соответствующего защитного снаряжения (при виде китайской сортировки стекла в обычных резиновых перчатках и без какой-либо защиты глаз.



Сразу после подавляющего посещения фабрики гости из-за рубежа принимают участие в огромном шумном празднике, который состоит из пропаганды, словно взятой из нашего отечественного соцреализма, художественных выступлений. На сцене появляются китаянки-подростки, поющие о «умной и стройной постановке» или молодых китайцах, чей танец колеблется у окна машины. В конце реальных сливок вечера - американские гости исполняющой песни «YMCA».

Проблема с американской фабрикой, есть в основном одна, но довольно серьезная - влияющий на прием всего фильма. В своей документелки Богнар и Рейхарт сосредоточены на этом вопросе, а не на людях, и эта стратегия имеет определенные последствия. Наиболее важным из них является то, что в фильме не хватает выразительных героев. Они делятся на конкретные группы, противостоящие друг другу (американцы и китайцы, сторонники профсоюзов и их оппоненты, рабочие и менеджеры и т. Д.) И, таким образом, маркируются. Никто из работников, проходящих через экран, не дает нам возможности лучше узнать друг друга - мы все время скользим по поверхности, получая лишь краткую информацию об их благополучии, семьях и, возможно, прошлом. Это не способствует, конечно же, участие зрителя в сюжете - процесс идентификации проекции, основополагающий для фильма (не только для художественного фильма), не допускается. Фактически, единственный герой, с которым получатель имеет возможность идентифицировать себя из-за выделенного ему экранного времени, - это апатичный китайский миллиардер.


Интересно, что фильм был сделан в сотрудничестве с Higher Ground Productions - студией, основанной Бараком и Мишель Обамой. В библиотеке Netflix вы можете найти десятиминутное видео-интервью, в котором бывшая президентская пара беседует с создателями Американской фабрики о своем фильме, а также о последующих проектах, с которыми они намерены работать в ближайшем будущем в рамках Higher Ground Productions.

Комментарии

Популярные сообщения